на главную страницу русский  английский
По реке Енисей в
Королевство Водопадов
(дополнено 30.11.2009)
 
Все фотографии в одной галерее
Фотографии с привязкой к Google Earth
03.08.2008
Пасмурно. Дует холодный северный ветер. Совсем не жарко. Периодически накрапывает мелкий дождь. На Курейке комаров в сравнении с Енисеем мало

   Вахта наша закончилась в четвертом часу ночи. Но поспать не удалось. Желающие таки сварили ушицу и наскоро поев, поплыли дальше. Ветер ближе к утру окреп, и стало ощутимо качать. А вскоре и сон как рукой сняло - катамаран подпрыгивал на волнах, которые с грохотом били о тупой нос нашей баржи и окатывали стенку палатки, мотор дико завывал, периодически выпрыгивая из воды. После очередного удара волн по палатке я понял, что пора... и стал паковать фототехнику и документы в гермы. Вообще внутри палатке была поистине апокалипсическая картина - под жуткий рев мотора палатка сотрясалась и раскачивалась под напором волн и ветра! Эх, жаль, видеокамера почему-то не включилась, чтобы запечатлеть всю нереальность происходящего! Кому показать, ни за что бы ни догадался, что же такое происходит за пределами палатки! К счастью, до устья Курейки было недалеко и, как только мы покинули беспокойный Енисей, удалось заснуть. Но завтрак по расписанию, и вот уже мы вдыхаем запах костра, аппетитной каши и такого нереально близкого и загадочного плато Путорана! Единственно, что напрягало - это маленький остаток топлива. По Курейке плыть приятно - река живописнее и не давит своей мощью, как Енисей. Периодически встречаются скальные выходы. Встречное течение усилилось. Приходится лавировать, прячась в тени берега, чтобы экономить топливо. Идем на полном газу - так экономичней идти против течения. Идет много моторок - у всех пытаемся клянчить топливо, но безрезультатно - у них самих напряженка - в Светлогорске бензин лимитирован и по талонам.

   Как всегда, капитанский катамаран ушел далеко вперед, но вскоре мы их догнали - топливо кончилось и они зачалились у небольшого притока. По карте, не дошли порядка 10 км до причала Светлогорска. У нас осталось около литра бензина - чего явно недостаточно для двух моторов. Продолжаем голосовать - останавливать моторки в попытках раздобыть хоть немного топлива. И в какой-то момент удача нам улыбнулась! Да и не могло быть иначе - сибиряки - душевнейшие люди. Остановленная нами моторка согласились довезти наших до поселка, чтобы они могли разузнать про бензин. Леша и Лев вызвались все организовать и вскоре уехали в Светлогорск. Нам же оставалось лишь ждать. Ну и это не плохо! Миша наловил щук, и мы зарядили коптильню да под Куку да еще раз и еще! В общем, накукались на славу! Кстати, наши попрошайничества на фронте топлива не прошли даром - и у нас в баках уже плескалось литров по пять драгоценной жидкости - т.е. мы имели возможность добраться до заправки своим ходом. Наши же посланцы, тем временем, добрались до поселка. Выяснили все про процесс закупки бензина (ну, во-первых, в воскресенье ничего не работает, во-вторых, сначала нужно купить талоны на ГЭС, а в-третьих - приехать отоварить их на АЗС). Ну и добрые люди, согласившиеся подвести Леша и Льва, оказались просто добрыми волшебниками и поселили их в своей квартире, в которой никто временно не жил.

Добрые люди, одарившие нас топливом
Добрые люди, одарившие нас топливом
рядом с причалом в Светлогорске
рядом с причалом в Светлогорске
Паровоз 1871 года в Светлогорске
Паровоз 1871 года в Светлогорске
Транспортировка катамаранов через плотину Светлогорской ГЭС
Транспортировка катамаранов через плотину Светлогорской ГЭС
04.08.2008
Пасмурно. Холодный северный ветер. Дождь

   Вышли около 10 утра. На подаренном бензине успешно доплыли до пристани Светлогорска (от Красноярска до Светлогорска по реке - 1670 км) и стали разгружать катамараны и готовиться к обносу платины Курейской ГЭС. В сети нашел интересный фотоальбом, посвященный этой электростанции. Очень интересно - куча архивных фотографий со строительства. На этом же сайте много другой интересной информации о Светлогорске и окрестностях.

   Обвезти необходимо не только ГЭС, но и один из порогов на Курейке - всего около 11 км по дороге от причала и до Светлогорского водохранилища. У причала стоит паровоз, привезенной с 503 сталинской стройки Салехард-Игарка. Доставил его сюда местный бизнесмен, владелец магазинов, кранов и пароходов. Буквально. Вообще, он планировал установить его в Курейке на мемориале Сталина, но ему не позволили. Удивительно, но этот самый бизнесмен оказался тем человеком, которого наши доблестные разведчики нашли в Светлогорске и подрядили на перевозку катамаранов на грузовике. При помощи этой волшебной машины с краном на борту мы за час перевезли все наши вещи и два неподъемных катамарана, а потом, переоборудовав ее в бензовоз, закупились по полной топливом. Стоило нам это удовольствие 3 т.р., что, согласитесь, не дорого, для такого сервиса! Вдоль дороги до Светлогорска, то тут, то там, словно немые памятники эпохи, возвышаются остовы жилых балков строителей, развалины заводов и складов. Все брошено после завершения стройки ГЭС и поселка. Море металлолома, но вести на большую землю против течения невыгодно.

Погрузка катамаранов под руководством Светлогорского бизнесмена Михаила
Погрузка катамаранов под
руководством Светлогорского бизнесмена Михаила
Обвоз платины Курейской ГЭС
Обвоз платины Курейской ГЭС
Михаил - владелец заводов, кранов, параходов
Михаил - владелец заводов, кранов, пароходов
Михаил
Михаил
Кэп драит палубу!
Кэп драит палубу!
Кэп драит палубу?
Кэп драит палубу?
Маша
Маша
Миша
Миша
Неказистые берега Светлогорского водохранилища
Неказистые берега Светлогорского водохранилища
Походная бытовуха
Походная бытовуха
Японские мотивы из сухостоя посреди Светлогорского водохранилища
Японские мотивы из сухостоя посреди Светлогорского водохранилища
По глади Светлогорского водохранилища
По глади Светлогорского водохранилища

   Вскоре мы уже готовили обед на берегу Светлогорского водохранилища. Невдалеке гарные местные пацаны рассекали на миниквадроцикле - оказалось, они из сопровождения некой московской шишки. Впоследствии мы их встретили на озере Дюпкун. Они перевезли через плотину теплоходик немаленьких таких размеров. И теперь их босс тоже путешествовал по Путаранам, но в люксе!

   Последний стакан пива на ближайший месяц - и в путь! До свидания, блага цивилизации. Водохранилище сильно изрезано островами, но даже на сравнительно небольших плесах ветер гонит ощутимую волну. Погода хмурая, но дождя сильного нет. Пейзажи водохранилеща, отороченного по берегам мертвым лесом, удручают. В воде плавает множество топляка - приходится держать ухо в остро, дабы не наскочить на бревно. Местами верхушки мертвого леса прямо посреди водохранилища выступают из воды. Все правильно. Ни в Советские времена, ни при тепершнем капитализме так и на учились советские люди и их последователи думать о природе и, по сути, о своих потомках. На ночлег зачалились в редкое окошко среди прибрежного топляка на одном из островов.

05.08.2008
Утром ясная погода, но небо быстро затянуло. Пошел сильный дождь. Стало по-северному холодно. Однако в обед неожиданно выглянуло солнце и быстро нас согрело

   Будучи свободным от вахты, замечательно проспал до завтрака, на который мы встали на высоком островке. Было сказочно тепло, море запахов северного леса буквально опьяняло. Тут же было море голубики. Сделали первую закладку - оставили часть консервов и 80 литров топлива на обратную дорогу. Отчалили. Наконец, река вошла в основное русло и стала даже по-северному красива. Прошли мы по водохранилищу около 180 км. В обед пошла уже нормальная рыбалка. На притоках на блесну отлично брал крупный хариус - красивая сильная рыба со спинным плавником с красной каймой наподобие веера. Пошли первые перекаты. Течение усилилось. Река кажется гораздо более быстрой и мощной, чем ниже, после водохранилища. Мотор дико ревет на полном газу. Постоянно цепляем винтом по камням. Ближе к вечеру выплыли в озеро Дюпкун. Загорался великолепный северный закат, а встретить путников вышел на берег красавец-лось с огромными развесистыми рогами, которые издалека казались больше, чем он сам. Лось немного побегал по берегу за нами вслед, недоуменно поглядывая на странную маленькую эскадру. На озере мы и ночевали. Забавная вещь - вечная мерзлота. Вроде сухой песчаный берег, но постепенно вокруг костра начинает пружинить и почавкивать.

Одинокая столовая гора - Сторож плато Путорана
Одинокая столовая гора - Сторож плато Путорана
Дыхание Северных гор
Дыхание Северных гор
Утопленники Светлогорского водохранилища
Утопленники Светлогорского водохранилища
и Лев наш рулевой
и Лев наш рулевой
Завтрак на острове Светлогорского водохранилища
Завтрак на острове Светлогорского водохранилища
Завтрак на острове Светлогорского водохранилища
***
Утопленники Светлогорского водохранилища
мертвый лес по утопленным берегам
Светлогорское водохранилище
Светлогорское водохранилище
Курейка
река Курейка
Перекаты на Курейке
Перекаты на Курейке
Перекаты на Курейке
***
Перекаты на Курейке
***
Валера рулит вверх по перекатам Курейки
Валера рулит вверх по перекатам Курейки
Курейка. Лев ловит хариуса
Курейка. Лев ловит хариуса
Пошел развесистый хариус
Пошел развесистый хариус
Олег и Миша - ловля хариуса
***
Юра после обеда. Мысли о вечном
Юра после обеда. Мысли о вечном
Валера
Валера
Каменная стрелка Курейки и Меандры
Каменная стрелка Курейки и Меандры
Суровая северная прироода
Олег и Миша
Адмиральский дредноут готов к отплытию
Адмиральский дредноут готов к отплытию
Леша с веслом на стреме
Леша с веслом на перевес
Валера и Леша на трудовой вахте
Валера и Леша на трудовой вахте
небо над Плато
Маша
Тихая белая ночь на озере Дюпкун
Тихая белая ночь на озере Дюпкун
ночной Превед
ночной Превед
Валера и Леша на трудовой вахте
глубокое небо над Путоранами
Натюрморт с Машей и половником
безмятежное зеркало озера Дюпкун
06.08.2008
Утром пасмурно. Холодно. Часов с 10 начало распогоживаться. Ближе к вечеру опять затянуло. Пошел дождь.

   Наше дежурство прошло под аккомпанемент все того же, уже ласкающего слух, однообразного подвывания мотора. Движемся по озеру Дюпкун. Полный штиль. Завораживающие отражения облаков на металлической матовой поверхности воды заставляют молча открыв рот восторженно смотреть на постепенно открывающее свои тайны Зазеркалье. Красота необыкновенная! По мере продвижения по озеру горы становятся выше и живописнее. Внезапно, вдали на глади озера показалось нечто ни на что не похожее. По приближению выяснилось, что это два катамарана и моторка посредине. И этот дредноут был плотно засажен суровыми бородатыми мужчинами и столь же суровыми женщинами в полной водной амуниции. Подплыли ближе. Внезапно кто-то очень большой, человек гора, поднялся и широко улыбнулся лучезарной улыбкой. Это был мой друг, Лев. Я, конечно, знал, что он тоже ушел в поход на плато, но все равно, был немало удивлен, т.к. первоначальный их маршрут никак не мог вывести к Дюпкуну. Команды путешественников тепло поздоровались. Пообщались. Все-таки пешка с полной водной выкладкой - это ПЕШКА! Респект этим мощным людям, подумал я тогда, поправляя домашние тапочки, удобно развалившись на комфортабельной палубе нашего катамарана и вглядываясь в эти мужественные лица, с легким отпечатком усталости и, у некоторых, оголодания - а у нас еще все впереди! Оказалось, что первоначальным планам на вертолетную заброску на Аян с последующим выкатом в Эмбенчиме не суждено было сбыться. Вертолетчики, будь они не ладны, устроили нелетную погоду и путешественникам пришлось воспользоваться услугами добрых паромщиков, курсирующих по озеру Лама. Далее, изрядно побродив по плато, разорвав не одну пару трекинговой обуви, Лев и компания выкатились в Дулисмар и вот, уже неспешно плывут на хиленьком моторчике помощника егеря до Светлогорского аэропорта. И это им еще повезло. 120 км по Дюпкуну, а потом еще 180 км по водохранилищу да на веслах, да под конец похода - совсем не подарок. Вообще это целая история с этим помощником егеря, самим егерем Кожемякиным и его дочкой - маленькой девочкой, которая вместе с туристами выбиралась сейчас с плато до Светлогорска. Сам Кожемякин пропал, на кордоне остались его помощник и дочь. Пождали-пождали, а как еда стала кончаться, начали собираться. Тут на счастье и туристы свалились. Да и мы, в итоге, бензином подсобили. Собаки вот только на кордоне остались зимовать. Две лайки.
   Ладно, поговорили, пора и двигать дальше. Прощальные совместные фотографии - и снова моторы монотонно разрезают кристально чистую воду озера. Дальше пошла самая красота! Озеро круто поворачивало и стало совсем узким, высокие изрезанные горы, казалось, смыкаются впереди. Вокруг по берегам блестели нитки водопадов! Эти мгновения долго будут мне сниться! Вот за поворотом на правом берегу появился кордон - несколько деревянных домиков и резиновая лодка на берегу. Пара собак, почуяв людей, вышла на берег встречать. Пара кусков сыра - и мы с ними подружились. На кордоне, естественно, никого нет, баня еще теплая - наши коллеги прекрасно попарились. Плывем дальше. На обед Валера поймал первую красную рыбу, килограмма на 2 - сложно сказать, толи семга, толи голец, толи кто еще. Слегка ее посолишь, да на палочку и в костер - объедение! Озеро кончилось - вышли в реку. Сильное течение. Еще выше Курейка бьется на небольшие протоки - приходится тщательно выбирать маршрут, чтобы не сесть на мель. Встали на одном из островов. Оборудованная стоянка со столом и лавочкой. Рядом заброшенное зимовье. Очень красиво, жаль, идет дождь.

ртутное зеркало озера Дюпкун
ртутное зеркало озера Дюпкун
по глади озера Дюпкун
по глади озера Дюпкун
голубые дали плато Путорана
голубые дали плато Путорана
голубые дали плато Путорана
***
встреча на Дюпкуне
встреча на Дюпкуне
большой путоранский Лев
большой путоранский Лев
дальние дали Путоран
дальние дали Путоран
торжественное построение на верхней палубе
торжественное построение на верхней палубе
под шум водопадов
под шум водопадов
Морщинистые склоны плато
Морщинистые склоны плато
кордон Путоранского заповедника на озере Дюпкун
кордон Путоранского заповедника на озере Дюпкун
оставленный кордон
оставленный кордон
первая красная рыба
первая красная рыба - голец
счастливый рыбак Валера
счастливый рыбак Валера
озеро Дюпкун переходит в реку Курейка
озеро Дюпкун переходит в реку Курейка
закат на озере Дюпкун
закат на озере Дюпкун
2003 - 2016 © Дмитрий Заморин
написать мне письмо
Rambler's Top100